Автор обеих историй командовал различными судами

А когда рейс благополучно завершен (к счастью или нет, не всякая небрежность наказывается немедленно), капитану скажут:

— Ну вот! А ты боялся... (Это друзья).

— Напрасно людям головы морочил!.. (Недруги).

— Надо спокойнее смотреть на вещи... (Нейтралы).

А согласится ли кто-нибудь из тех, кто подсовывал груз с негодной тарой или гнилые стойки, разделить ответственность с капитаном? Риторический вопрос, — махнете вы рукой.

И я с вами соглашусь.

Автор обеих историй — опытный в прошлом моряк, много лет командовавший различными судами — сухогрузами, танкерами. Богатый капитанский опыт дает ему право на некоторые обобщения, поучительные выводы из собственной практики. Поэтому автор не указывает точное время событий; порты, суда. Кроме того, обе историй достаточно давние, упомянутые в них люди работают на других судах, в других береговых организациях. Возможно, кому-то это даст основание сказать: так не бывает! На это мы ответим вопросом — а как бывает?

Фельетонная ситуация за кормой

Спешим сообщить, что в нелегкой битве со снабженцами мы вышли победителями. Правда, длилось это неизвестное народам Земли сражение XX века дольше мировых войн, но справедливость в конце концов, как ей и положено, восторжествовала. В честь столь знаменательного события редакция начала сбор боевых трофеев. Первый из них поступил от капитана теплохода «Екатерина Белашова» Северного пароходства В. Кравченко. В сопроводительной грамоте он пишет:

Мне попался на глаза ответ редакции на заметку третьего помощника капитана (фамилии не помню), в которой он обращал внимание на низкое качество судовых флагов и необходимость перейти на синтетические материалы для изготовления оных.

Редакция взяла этот вопрос под свой контроль, и чудо свершилось — не прошло и пятилетки, как на суда стали поставляться государственные флаги, сделанные из синтетических материалов.

Надо бы порадоваться за столь оперативную перестройку наших снабженцев, но, что это за флаг! Шкаторины у него нет, и поднять этот флаг просто невозможно. А самое удивительное — серп и молот нанесены на нем только с одной стороны! Интересно, кому в голову пришла мысль выпускать такие флаги для флота? Да это просто насмешка над моряками — дескать не бареt шкаторину сами пришьют, да и марку нарисуют!

И это правда. Получив такой флаг, сами шьем и сами рисуем. К сожалению, на знаменах нет адреса изготовителя, а так как снабжение нашего флота производится централизованно, то, думаю, что такие флаги получает не только наше пароходство, и подобные вопросы возникают не только у меня. Может, редакции удастся узнать адрес бракоделов и его обнародовать? Пусть флот знает своих «героев»! А может, это просто первые шаги перестройки снабженцев, и в скором времени мы будем получать на суда не флаги, а просто отрезы красного материала?

Что ж, как видно, коварный противник, сложив под нашим натиском оружие, напоследок преподнес сюрприз. Очевидно, он знает доблесть наших мореходов, верит, что закаленные в борьбе со стихиями, они не дрогнут перед столь пустяковыми трудностями, как отсутствие какой-то там шкаторины и марки с одной стороны полотнища. Сложно сказать, как оценить такой демарш. Может быть, это — вызов на новую сечу, брошенный по всем правилам рыцарского кодекса чести, а может — очень популярный в наше время вид услуг под девизом «Сделай сам», рассчитанный на приобщение имеющих дело со всякими железяками моряков к прекрасному — кройке и шитью, а также изобразительному искусству?

Во всяком случае, совершенно прав капитан В. Кравченко: флот должен знать своих «героев». Редакция извещает моряков, что слова искренней признательности за трогательную заботу об их духовном развитии они могут направить в адрес предприятия «Спутник» из Риги, несущего вахту под знаменем ЦК ДОСААФ. Вашей девушке очень понравится женский возбудитель silver fox эту ночь вы точно запомните