Мулла хочет стать наследником престола

Последнее, правда, не лишено некоторого резона: Сембен Усман писатель и кинематографист, является не только одним из самых ярких представителей культуры Черной Африки, но и, пожалуй, наиболее эрудированным африканским кинорежиссером. Понятно, что творчество Шекспира или Брехта (имена, которые фигурируют чаще всего в материалах, посвященных «Седдо») ему хорошо знакомо, и европейские культурные традиции (не только кинематографические) оказали некоторое влияние на его искусство. Нельзя, однако, проходить и мимо другого, куда более существенного обстоятельства: фильмы Сембена Усмана всегда и в первую очередь национальные фильмы, их истоки в истории сенегальского народа, в тех культурных ценностях, которые были накоплены этим народом за целые столетия и ныне питают искусство режиссера, пытающегося одним из первых в Африке говорить с экрана не только от имени своей родины, но и от лица континента. Если бы он был просто талантливым кинематографистом, сумевшим воспользоваться достижениями мирового киноискусства, творчески преломив их при обращении к африканской действительности, это было бы достойно добрых слов, но никогда не позволило бы ему стать признанным лидером кино Черной Африки, первооткрывателем, смело и решительно прокладывающим его новые маршруты.

Новатором, первооткрывателем выступает Сембен Усман и в фильме «Седдо». События ленты разворачиваются почти три столетия назад... Где-то в африканской саванне лежит не то городок, не то большое селение, в котором находится резиденция короля, управляющего жизнью некоего племени. (Заметим, что речь не обязательно идет о тех местах, где обитали предки автора, не только прошлое Сенегала имеется в виду...) Два представителя церкви — мусульманской (Мулла) и католической — соперничают между собой, пытаясь насадить здесь свою религию и тем самым добиться неограниченного влияния на дела небольшого королевства. Католик хочет крестить «заблудших язычников» и одновременно занимается... работоторговлей, обменивая оружие на африканцев, которые превращаются в невольников. Духовное порабощение и торговля смертью — две классические ипостаси колониализма... Мулла, действуя хитрее и изощреннее своего «оппонента», сумел навербовать себе большее количество сторонников. В первых кадрах картины — гнетущая тишина, напряженность, предчувствие каких-то неожиданных драматических событий.

...Вдали от поселения молодой воин везет куда-то принцессу Диор, дочь короля. Принцесса — и дочь монарха и в то же время некий священный символ в глазах порода. Воин похитил Диор, заявив своим поступком протест против насильственного обращения племени в мусульманскую веру. Протест обращен к королю, его окружению и соплеменникам. Вскоре вестники донесут об этом правителю и народу, об этом узнают все.

Начинаются поиски смельчака, который бы освободил принцессу. Мулла тоже заинтересован в том, чтобы похищенная дочь короля нашлась: он сам хочет взять ее в жены и сделаться наследником престола, то есть узурпировать светскую власть, начав с претензий на роль духовного пастыря. Король, полностью находящийся под его влиянием, уже отказался отдать руку дочери законному своему преемнику; правда, теперь, когда Диор исчезла, его место может занять храбрец, который в открытом поединке отобьет принцессу у похитителя... Так в недрах одной драмы, драмы насильственного обращения народа в чуждую ему веру, развивается другая — драма соперничества женихов, претендентов на верховную власть. Делать пин ап ставки легко. Заходите - начинайте свой путь в мире беттинга!