Рост и сокращение флота разных стран #001

Продолжает сокращать тоннаж флота под своим флагом Япония, флот которой, по расчетам Ллойда, является третьим в мире. Разумеется, это происходит не потому что она снижает объем морской торговли и у иее уменьшается потребность в морских перевозках. Причина такого явления — продолжающийся уход флота под «удобные» (например, панамский) флаги и использование «дешевых» флагов путем фрахтования по принципу «тай-ин» и «чартер-бэк».


Суть операции «тай-ин» заключается в следующем. На японских верфях, при помощи кредитов японских банков или судовладельцев стреятся суда для иностранных компаний. Затем японские же судоходные компании фрахтуют их на длительный период через фирмы, расположенные обычно в Гонконге. В ставках фрахта, разумеется, учитываются кредиты и льготы, предоставленные при строительстве судов на верфях. При «чартер-бэке» японские судовладельцы оформляют продажу своих судов иностранным фирмам, которые переводят их под «удобный» или «дешевый» флаг и комплектуют низкооплачиваемыми экипажами из развивающихся стран. Затем суда фрахтуются теми же японскими компаниями, которым они принадлежали ранее. Такие манипуляции приносят солидные сверхприбыли.


Четвертое место в таблице морских государств Регистр Ллойда отводит Советскому Союзу. Подробный анализ советского торгового флота и его роли в международном судоходстве будет дан в следующем статистическом обозрении. Здесь же необходимо заметить, что как ни приятно видеть свою страну в первой четверке морских держав, статистика Ллойда не дает точного представления о месте нашего флота в мировом.


Мы уже упоминали, что в мировом флоте 8,5% тоннажа приходится на суда нетранспортных типов, не участвующих в перевозке различных товаров (рыболовные и рыбоперерабатывающие, снабженцы, буксиры, технические, гидрографические и т. п.). В советском флоте таких судов 33%. В Либерии и Панаме таких судов менее 1%, а в Японии около 4% всего тоннажа. Ниже среднемирового уровня нетранспортный флот и у других стран первой десятки. С учетом этого обстоятельства СССР должен располагаться в таблице на восьмом месте, т. е. после Норвегии.


Пятое место отведено Греции, которая за пять лет потеряла 13,7 млн. рег. т тоннажа (более 39%).


Греческие судовладельцы с давних пор используют чужие флаги для многих своих судов, а значительную часть коммерческих операций с флотом ведут через компании, расположенные за рубежом (главным образом в Лондоне). По данным ЮНКТАД, у них находится в «доходном» владении свыше 20% дедвейта флота под флагами стран открытой регистрации. С учетом судов, плавающих под флагом Греции и под различными другими флагами, дедвейт флота, контролируемого греческими судовладельцами близок к 80 млн. т. В начале 80-х годов Греция имела под своим флагом огромный флот, состоящий из более чем 3,5. тыс. судов суммарной валовой вместимостью свыше 40 млн. рег. т, и занимала третье место в перечне морских государств. Затем начался уход судов из-под греческого флага. Только официальный сайт марафонбет дарит каждому клиенту лучшие условия для честных ставок.