Труд судоводителей на Дунае

Советское Дунайское пароходство (СДП) осуществляет комбинированные внешнеторговые перевозки по морю и речному пути Дуная. Для этой цели используются специализированные суда, на которых осуществляется транспортировка всех видов грузов от Черного моря до всех придунайских стран.


Транспортировка грузов по Дунаю осуществляется методом буксируемых или толкаемых составов (караванов), имеющих в качестве моторного судна буксир или толкач. Каждое судно управляется лицом, которое в соответствии с положениями документов, принятых Дунайской комиссией, именуется «водителем».


Нам представляется такое социально-профессиональное определение категории специалиста — капитана речного судна или его помощников неверным, более применимым к фукциям рулевого, а не судоводителя.


Двойственность подходов к пониманию социально-профессиональных особенностей труда судоводителей привела к сложившейся в СДП практике, при которой судоводитель занят одновременным выполнением функций рулевого и судоводителя. Совмещение в одном лице двух профессий обусловлено тем, что изменчивость навигационной характеристики фарватера — глубин, направления, наличия не указанных справочниках навигационных опасностей — должна быть «на память» известна капитану и помощникам на каждом отдельном километре пути по Дунаю.


Манипулируя органом управления движением судна, необходимо выдержать курс не на маяк, створные или иные (обычные в морской практике) навигационные знаки, а по заложенным в долговременной и оперативной памяти человека знаниям береговых ориентиров, точек поворотов и т. д.


Соответствующая навигационная информация на Дунае в виде стандартизированных, но носящих рекомендательный характер лоцманских карт (особенно в низовьях и на протяжении румынской береговой зоны) не является надежной для капитанов и судоводителей речного флота пароходства.


В каждом новом рейсе капитаны и другие судоводители являются фактически дунайскими лоцманами, которые недостаток соответствующей навигационной информации компенсируют сведениями, полученными от встречных судов, а также из радиоинформации придунайских стран. Судоводители несут персональную юридическую ответственность за ошибки, которые в большинстве случаев совершают из-за часто изменяющейся гидрологии реки и специфики плавания, по которой аналогов в стране нет. Здесь требуются очень высокие профессиональные знания и навыки. Сигнальная индикация (символика плавания на Дунае) составляет 110 знаков и объектов навигационной и береговой обстановки различной окраски и конфигурации. Обнаружить, распознать и перевести символ в смысловое значение судоводитель должен мгновенно и безошибочно, днем и ночью, при движении вверх и вниз по реке. Основой профессионализма судоводителя (помимо знания реки и ее особенностей) являются его мгновенная зрительно-двигательная реакция и емкая долговременная память, создаваемая многократным повторением и тренировкой при прохождении отдельных, связанных в единую цепь участков речного пути. Наблюдается большая нагрузка при оперативном мышлении, процесс принятия и реализации решения беспрерывен в течение всей вахты, на всем протяжении реки. Приложение для ставок на спорт от главного букмекера России, жми скачать 1хбет .